АРХЕОЛОГИЯ АСАНЫ*



"В ХХ веке хатха-йога практически полностью изменила свое лицо. Следуя общекультурной тенденции возвращения «телесному» его важности, она подняла асану на такой уровень, которого та прежде не знала. Причем это радикальное изменение значимости одного элемента внутри системы полностью изменило саму систему. Впервые в истории хатха-йоги школы станут позиционировать свое уникальное отличие друг от друга не через интерпретацию классических текстов, инструментарий работы с сознанием, восприятие особенностей тонкой физиологии, типы самадхи и подобные «концептуальные» сферы знания.


Граница между школами станет проходить внутри и вокруг асаны. Необходимый, но всего лишь вспомогательный этап в йоге — физическое упражнение-позиция «асана»- из средства будет превращена в цель. И такое революционное смещение акцентов станет концом древней «мистической» йоги, с ее основной идеей «победы над смертью»(Мирча Элиаде), и началом эры современной телесно-ориентированной, для которой главным станет «адаптация к жизни»(Дитрих Эберт). Эта практика заимствует название и ряд незначимых методов у средневековой хатха-йоги, ауру древности и референтный текст у Патанджали, часть упражнений у современных западных систем физической культуры и риторику у всех вместе.


Подобная легитимация новой йоги начнется в начале 20х годов.


К 30-50м годам в Индии словосочетание «хатха-йога» с таким совершенно иным содержанием вновь начнет быть популярным. И в 60-70х попав на Запад через системы Джойса-Айенгара-Шивананды эта «нео-хатха» станет к 90м популярной эзотерической физкульт-индустрией с многомиллионными оборотами, товарами, курсами, учителями, книгами и т.д.
В статье сделана попытка анализа асаны как таковой в историко-аналитической перспективе ХХ века. На примере работы Кришнамачарьи я постарался ответить на вопросы того, чем была асана в индийской йоге 30х годов. Буквально за 20-30 лет она стала преобразовываться и в 50-60е годы и в особенности позже, при ее перенесении на западную почву асана получит абсолютно новый смысл и значение.

 

1. Асана как терапия


Для Кришнамачарьи асана – один из полноправных этапов 8-ми ступенчатой аштанга йоги, который не следует пропускать: «каждый, кто идет путем йога-шастр должен пройти по 8 ступеням… в соответствии с заданным порядком». Для него практика приносит плоды на каждой ступени и технологии/задачи каждой предельно выверены. Следуя наследию средневековых натхов, он четко определяет их место и полезные эффекты: «от практики лишь асан ты уже приобретаешь физическую силу, от практики только ямы развиваешь сочувствие ко всем живым существам, через пранаяму достигаешь долголетия и хорошего здоровья. Тоже самое касается и других ступеней». Собственно, вся «Йога-макаранда» — это практический учебник, в котором каждая ступень объясняется в разрезе триады тело (здоровье) — ум (внимание) — душа (бессмертие и свобода). Для них в практике 8 ветвей заложены определенные задачи, причем по каждому из 8 этапов есть методика (как практиковать), а также методология (зачем и к чему это может привести) и кроме того эти задачи от этапа к этапу меняются.


Например, рассмотрим задачи этапа «асана» для тела-ума-души в философии Кришнамачарьи:


1. Задача этапа асан для тела и критерий успешности на этом этапе – физическая сила и здоровье на уровне систем кровообращения, опорно-двигательного аппарата, других систем «внутренней циркуляции».
Задача этапа асан в рамках аштанга-йоги является подготовка тела к пранаяме, поскольку «без соответствующей практики асан невозможно совершенствоваться в пранаяме».


Методикой для асан является принцип виньяс, различные дыхательные режимы, особенности тренировочного комплекса и т.д. для конкретного человека в зависимости от заболеваний, текущего состояния здоровья, целей практики…


2. Задачи этапа асан для ума – нигде не прописаны. Методики, соответственно, также нет. Присутствуют дришти – точки фиксации взгляда, но внимания им много в текстах не уделено. Если сравнивать тратаку и дришти, то результатом практики первой, согласно Кришнамачарье, будет подготовка к шамбхави-мудре (длительные практики сосредоточения на межбровье), а уже эффект этой мудры – увеличение экаграта читты (силе внимания или однонаправленной осознанности). Но все это – отдельные специализированные техники, не имеющие отношения к этапу асан.


Кроме того, во время практики асан «мысли должны отслеживать дыхание», но главной «мишенью» при этом является не ум, а само дыхание: «Практикуя асаны, необходимо контролировать дыхание».


3. Задачи этапа асан для души (как бы странно эта фраза не звучала) – не ставятся. Они появятся уже на этапе пранаямы. Особенностей методики, естественно, нет. Иными словами конечным итогом практики асан для Кришнамачарьи в рамках изолированного этапа (делаем только асаны для тела) будет телесное здоровье. В то же время, с точки зрения йогического 8мичленного пути (делаем асаны, чтобы идти дальше к самадхи), здоровье — начальный пункт подготовки к последующим этапам: «Только после получения эффектов от асан мы можем надеяться и переходить к другим ступеням». Как указывает в своём предисловии к Йога-рахасье доктор Варадачар, «в этом как раз и состоит оригинальный подход йога Кришнамачарьи, который настаивает на абсолютной необходимости разрабатывать и подбирать такие асаны для выполнения пранаямы, которые (через интерес к здоровью учеников и выяснению их физической выносливости) способствуют выполнению дхараны и других анг». Хочу подчеркнуть, что асаны способствуют этому при сочетании их с переходом йогина к следующим этапам – пранаямы и дальше, без которых единственный эффект асан — здоровое тело и, возможно, психика.


Это полностью согласуется с Хатха-йога Прадипикой, где Сватмара утверждает, что асаны «сделают йогина стойким, свободным от недугов и придадут легкость телу». Ни о какой работе с сознанием, вниманием и т.д. в рамках работы с асанами информации у автора Йога-рахасьи нет. Кришнамачарья был бы немало удивлен заговори с ним об этом современный практик йоги. Как он ясно дает понять, «хатха-йога сосредоточена главным образом на описании методов выполнения асан, а раджа-йога обучает средствам улучшения способностей ума через процессы дхараны и дхъяны» (Йога-макаранда). Идеи работы с умом, вниманием и даже жизненными ценностями с помощью асан появятся позже на 20-30 лет в работах его учеников.


Именно из-за этого «интереса к здоровью и физической выносливости» во всех своих произведениях, посвященных применению и эффектам от асан, Кришнамачарья подчеркивает, что «асаны должны преподаваться с учетом знания о состоянии тела ученика». Именно поэтому, он изобретает бесчисленное количество различных асан и способов их исполнения, так как сколько групп заболеваний, столько и принципов их исцеления, а при «лечении больных людей важно знать все разновидности этих асан». Более того, предвосхищая идеи современной остеопатии и кинезиологии, он придерживается мнения, что «асанам следует обучать лишь после проверки и уточнения реакций тела».


Вполне логичным выводом отсюда будет низкая эффективность групповому обучению асанам, поскольку тела разных людей требуют разных наборов асан. И даже если асаны будут те же, возможно, методика выполнения либо асан,либо дыхания в них и т.п. будет различными для некоторых участников группы. Это очень похоже на прием витаминов: если мы знаем какого не хватает — мы будем использовать именно это химическое соединение, если не знаем — будем пить все витамины вместе. Так , на всякий случай. Что и происходит на групповых занятиях по йоге.


Приводя длинный список самых различных асан, Кришнамачарья напоминает, что «все асаны могут быть изменены, чтобы соответствовать нуждам учеников». Именно отсюда возникает его постоянное творчество в отношении асан и понятие «йоги для человека», а не наоборот. Во-многом , создавая разные позы, ориентация была не на изобретение нового как самоцель, но адаптация асаны как физического упражнения под потребность студента,-пределы его силы и суставной подвижности или показания/противопоказания, связанные со здоровьем. Предельно точно в Рахасье он указывает, что «из-за различия в строении тел не всем людям можно выполнять все асаны». В этом смысле, очевидно отсутствие некоего «правильного» и отсутствие необходимости «идеального» выполнения асаны для всех, отсутствие понятия «ключевых» асан: как идеал, так и ключ в асане у каждого студента — свои особые. А это, безусловно, альфа и омега всех современных систем хатха-йоги, которые как раз и конституируют себя через особое «запатентованное» отношение к отстройке асаны.


Таким образом, каждая асана практикуется с лечебной целью и, по сути, является терапией, а критерием успешности ее выполнения становится излечение от болезни. Идеи прогресса-усложнения практики у Кришнамачарьи нет. И хотя перечисляются некоторые асаны высокой степени сложности, в Йога-рахасье, например, для них не прописано показаний, в тексте они проходят простым перечислением, как-будто, чтобы просто показать, что автор знаком с ними.


Вся Йога-мала не случайно посвящена именно и всецело Йога-терапии, не упоминая, а что же дальше. Неслучайно и Лино Миеле в своей «Аштанга-йоге», написанной под личным руководством Джойса, приведет показания и противопоказания только для первой серии. Поскольку разве что легкое недомогание у космонавта могло стать показанием для выполнения, например, сверхглубоких прогибов, типа капотасаны или для ширшасаны с весом всего тела на шейном отделе (мукта хаста ширшасана).

 

2. Асана как фитнес


Вопрос возникает следующего плана,-нужно ли вообще делать асаны здоровым людям и если да, то какие асаны делать и в каком объеме. Для Кришнамачарьи ответ очевиден,- асаны он делал всю жизнь, и когда был абсолютно здоров в майсорский период, и когда в 95 лет будучи обездвиженным после перелома бедра восстанавливал себя. Неслучайно его сын Десикачар даст своей книге «Сердце йоги» подзаголовок «совершенствование индивидуальной практики».


Осознавая, что «необходимо руководствоваться определенным порядком при практике асан» (Йога-Рахасья), какой-либо правильной или идеальной последовательности Кришнамачарья не дает, следуя осознанной необходимости «понять, какие из асан подходят данному человеку, и лишь после этого обучать его этим асанам».


Интересно то, что сам он все же использовал последовательности при обучении студентов. Но в основном только в 30е годы для детей, либо с целью подготовки учеников к публичным выступлениям-демонстрациям, которые могли быть и групповыми. В этом смысле, синхронная отработка серии давала не отработку/запоминание логики асан для личной практики, но, во-первых, готовила к показу возможностей йоги на публике максимально гладко и четко, во-вторых, облегчала задачу обучения одновременно нескольких детей и, в-третьих, могла быть удобным тестом для проверки уровня личного мастерства. Мастерства в асанах. Не больше.


В этом смысле понятно, почему много позже Джойс в ответ на вопрос «чему вас учил Кришнамачарья?», скажет «то, чему учил меня мой учитель является в точности тем же методом, которому я учу сейчас. Это был экзаменационный курс начальных, средних и продвинутых асан» (Интервью журналу Намарупа,2004 год).


Но майсорский период — это совершенно особое время для Кришнамачарьи и для контекста его работы, в котором популяризация йоги для индийской молодежи было главной целью. До конца жизни он сохранит принцип виньяс, использование сложных асан и переходов, но в отношении только детей. По воспоминаниям Ганеши Мохана (сына А.Г. Мохана), который в детстве учился у самого Кришнамачарьи, «когда тебе 10-15 лет это весело падать из стойки на руках в мостик, и для нас это была игра ,через которую мы обучались йоге, но когда тебе 35-40 это уже несколько странно и довольно опасно» (из личного интервью). Поэтому построение последовательности и, в более широком плане, всей практики для занимающегося – дело сугубо индивидуальное, соответствующее состоянию здоровья, возрасту, роду деятельности и стилю жизни человека. Как он позже напишет в Йога-рахасье : «Учителя не должно вводить в заблуждение рвение ученика. Он должен обучать его только тому, что подходит в данное время». Асана – это своеобразная одежда, выполняющая четкую функцию и имеющая подходящий для тебя размер, цвет и , более того, свою стоимость, которая при неправильном подборе в лучшем случае может придать тебе нелепый вид, а в худшем и разорить…"



*Отрывок из статьи "Археология асаны"

Автор Алексей Константинов
Преподаватель аштанга виньясы йоги

Вход