ЦЕЛОСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ (ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГА)


Глубокие духовно-практические традиции, такие, как йога и ее частные направления, в нашем понимание, формируют целостность человеческой природы – и в этом их основное предназначение. В этом же состоит предназначение современного и уникального направления психологической традиции: интегративной психологии.Термин интегративнаяпо сути указывает на объединение, соединение, обогащение.

Если сравнивать древнейшую традицию йоги и современный интегративно-психологический подход, то мы найдем удивительное сходство.

Йога включает работу с позами (Асаны), смыслами (Яма и Нияма), дыханием (Пранаяма), чувствами (Пратьяхара), сознанием (Дхарана и Дхъяна) и, наконец, с высшим так называем трансцендентным состоянием (Самадхи). Йога учит гармоничному телесному и духовному развитию.

В практике интегративной психологии – так называемых интенсивных интегративных психотехнологиях, используются телесно-ориентированная и танцевально-двигательная терапия: «джаз тела» и «театр прикосновений», работа с опорами и напряженные позы. Практикуется ментальное программирование и экзистенциальная работа со смыслами, выбором, ответственностью; работа с иррациональными установками, ограничениями ума, желаниями и стремлениями. Дыханию в интегративных психотехнологиях уделяется важнейшее место: это методы «Холотропного дыхания» (ведущего к целостности), «Ребефинга» (рождение заново), «СОС – дыхания» (свободное осознанное связанное дыхание) и другие. Для концентрации и расслабления, саморегуляции и расширения чувственной сферы в психологических практиках используются направленные визуализации, концентрации, арт-терапия. В совокупности интенсивные интегративные психотехнологии в определенных условиях актуализируют и снимают внутренние конфликты; создают устойчивые личностные ресурсы; гармонизируют поведение (тело), мысли и слова (разум), эмоции (чувства), а так же Я материальное, Я социальное и Я духовное; вызывают трансперсональное (надличностное) состояние сознания, где человеку становятся доступны новые смыслы, озарения, расширенные пространства своей психологической реальности, память рода, архетипы, эзотерические переживания.

Вот некоторые наброски, в которых видны сходства практических подходов и эффектов от них. Интегративная психология, будучи современной и экспериментальной наукой, при этом концептуально близка к философии индуизма, буддизма, даосизма, традиции йоги. В частности именно этим древним учениям интегративная психология обязана возникновению ряда теоретических и практических идей. В свою очередь, благодаря психологической науке эти традиции сейчас адоптированы под современный западный менталитет, описаны в виде работающих технологий, поддающихся рациональному объяснению и трансляции. В Америке и западных странах психолог может работать совместно с йогом, шаманом или ламой. В России появляются центры, предоставляющие широкий спектр услуг развития человеческой природы, от тайского массажа и рейки до психолога и врача.

На наш взгляд, истинное значение объединения и проникновения психологии и духовной традиции заключается в едином объекте – человеческой уникальной и богатейшей природе, постоянно стремящейся к целостности.



Читать статью "Целостность человеческой природы (глазами йогини)"

Перейти на официальный сайт Михаила Фаермана





29.01.11.
Автор: Фаерман Михаил

канд. психол. наук, психолог-консультант
Копирование статьи возможно только с согласия автора
или владельца сайта (Алексеевой Ольги)

 

ВАЖНО! Авторские права на все материалы, публикуемые на сайте, высылаемые  путем электронной почты или иным путем, принадлежат Алексеевой Ольге Игоревне. Не допускается полное или частичное копирование, воспроизведение, перевод или другая переработка материалов, сообщение в эфир или по кабелю, публичный показ, распространение путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров материалов, а также доведение материалов до всеобщего сведения иным образом без предварительного письменного разрешения автора.

 

 

 

 

Вход